Свадебное платье XVIII–XIV века, эпохи средневековья – какие модели подойдут для тематической свадьбы

Свадебное платье XVIII–XIV века, эпохи средневековья – какие модели подойдут для тематической свадьбы

Невесты всех времен желали быть на свадьбе самыми красивыми и стремились иметь неповторимый наряд. Мода столетий менялась, и каждый из её витков оставлял в памяти уникальные подвенечные платья. Но время идет как по спирали.

И уже в сегодня появляются черты моды средневековья и эпохи просвещения, а свадебное платье 19 века задает тон многим авторским коллекциям. И это не удивительно, ведь зная тенденции прошлого, можно создать уникальный образ и провести неповторимую свадебную церемонию, поэтому откроем страницы истории.

Наряды для невест в старинном стиле – модели из средневековья

Обращение девушек к историческим формам платьев основано на их представлении идеальной свадьбы прошлого, картинкой пышного торжества на лоне уникальной архитектуры, природы и неповторимой обстановки того времени.

Чем гармоничнее и ярче представляется им это торжество, тем конкретнее вырисовывается образ невесты. Свою роль играет и выбор места церемонии. Некоторые предпочитают праздники на природе с использованием тематического антуража, некоторые не прочь обвенчаться под сводами настоящих старинных замков или во дворце. Сегодня выбор практически безграничен.

Выбирая тот или иной исторический фасон, определенно важным остается знание его особенностей. Это позволит не только достоверно сшить свадебное платье под заказ, но и учесть исторические моменты организации тематического торжества, особенно это касается относительно далеких столетий.

Свадебные наряды XIV–XV веков отличает особая закрытость. Она обусловлена религиозным моментом: в то время непристойным считалось обнажать тело, и мода следовала этому завету. Платья также должны были показывать принадлежность девушки к определенному классу или даже роду. Отсюда сочетание конкретных цветов, взятых из гербов и фамильных флагов.

Причем это касалось не только богатых вельмож и королевских особ. В средние века в больших торговых и ремесленных городах существовала цветовая классификация улиц, простой люд во время свадеб по возможности обращался к ним.

Платья представителей знати имели следующие черты:

  • обязательная длина в пол, с возможным небольшим шлейфом;
  • расклешенные от локтей длинные рукава, иногда доходящие до линии колен;
  • зауженная корсетом талия;
  • наличие накидки, полностью покрывающей голову невесты;
  • дорогие, тяжелые ткани;
  • драгоценные камни и вышивка в качестве декоративных элементов (может покрывать платье целиком);
  • обязательное использование цветов рода.

Платье средневековых невест имели чуть опущенный ворот, шею девушки часто украшали драгоценные колье или россыпи бус.

Выбор камней не только зависел от цвета платья, но и был символом рода по женской линии.

Платье бюргеров и среднего класса:

  • пышное многослойное платье прямого кроя, длины макси;
  • несколько зауженный рукав;
  • закрытый верх, возможен воротник;
  • обязательная повязка-шапочка с отложными краями на голову, в Англии шапочка-колпачок;
  • небольшая вуаль или шлейф может отходить как от ворота, так и от головного убора;
  • мех и вышивка в качестве декорации.

Свадебная церемония в обязательном порядке содержала в себе два цвета – от рода жениха и от рода невесты.

В некоторых странах по обычаю невеста после церемонии обязана была сменить свое платье на наряд в цветовой гамме семейства жениха, тем самым показывая, что она стала частью новой семьи.

XVI век внес в моду свои коррективы. В странах Европы свадебные платья меняют форму рукавов, ворота, части корсета, появляются новые фасоны шляпок. Едиными общими межнациональными чертами являются:

  • узкие рукава до запястья с кружевными оборочками по периметру манжет (около плеч в некоторых странах использовался рукав-фонарик);
  • подчеркнутый V-образной линией переход от юбки к талии;
  • воротничок-грангола пышной округлой формы, максимально охватывающей шею девушки (возможно его совмещение с высоким расширенным воротом);
  • шапочки с сеткой для прически (в некоторых фасонах применялась лента, охватывающая подбородок);
  • в дополнение к старым декоративным элементам вводятся пышные перья и мягкий лебяжий пух.

Лишь королевские особы могли позволить себе носить немного приоткрытые фасоны платьем. Однако даже у них зона декольте могла быть легко скрыта вуалью или накидкой. XVII век – век новых взглядов на мир– открыл модницам возможность немного обнажить руки.

Позволительной стала длина ¾, с кружевными манжетами. V-образная линия талии закругляется. Пышный воротник круглой формы существует наряду с новым высоким отложным вариантом.

Во Франции, Италии и Нидерландах девушкам позволительно частично до затылка или полностью обнажить голову.

В моду входят витиеватые, сложные по плетению прически. Волосы нередко украшают живыми цветами, перьями, лентами, драгоценностями. Добавляются и новые декоративные элементы, например, цепочки и бантики.

Свадебные платья XVII века отличает особый колорит. В моду входят яркие цвета золота, слоновой кости, нередки розовые, голубые, синие и даже пестрые варианты. Обязательным элементом остается фата или вуаль. Ее крепление зависит от головного убора невесты.

Читать еще:  Номер на стол на свадьбу – идеи и готовые решения

Также меняется крой юбки. Пышность создается за счет специального подъюбника или каркаса. В зависимости от его формы, платье может менять фасон. Интересными становятся каскадные платья, в которых верхний материал спадает волнами. Неотъемлемой частью каждого образа невесты становится бумажный или тканевый веер. Платья XVII столетия – эталон шика и роскоши. Они объемны, величественны и очень дороги. Стоимость подвенечного платья могла достигать невероятных размеров.

Некоторые наряды стоили как поместье с землей, крестьянами и слугами в придачу.

Красивые платья в стиле XVIII–XIX века на свадьбу

В восемнадцатом веке модницы всего мира ощутили на себе веяния идей просвещения, романтизма, а далее – революционных настроений.

За два столетия – XVIII и ХIX – фасоны видоизменялись в два раза чаще, чем в предыдущие времена. Вот лишь самые известные преображения свадебных платьев за все эти годы. После пышных дорогих платьев барокко фасоны XVIII века уходят в утонченную роскошь, являя собой подобие фарфоровых статуэток. В некоторой степени это было вызвано модой на китайскую керамику и живопись. На пике популярности продолжают оставаться корсеты и затянутые формы песочных часов, однако общий силуэт вместо помпезных деталей, золота и массивных складок, теперь украшают жеманные бантики и рюши.

В моду входят открытые прически, украшенные живыми цветами, их формы совершенно уникальны и очень сложны, но в сочетании с платьем они являют неповторимый образ. Основными тканями XVII–XIX столетий выступают сатин, атлас, шелк. Спадая мягкими волнами до самого пола, при движении они переливались популярными в то время бежевым, кремовым, серебристым цветами. В моде также был цвет слоновой кости, достаточно редкий и дорогой по тем временам. Изменяется и форма подъюбника: основная пышность теперь уходит назад, добавляя силуэту динамики и движения. Вслед за этим удлиняется подол, шлейф добавляется непосредственно к юбке. Его длина зависела от знатности девушки.

Существенным изменениям подверглась область ворота. Теперь он тонет в мелких кружевных складках и достаточно смело оголяет плечи и грудь красавицы. Его форма – либо мягкий овал, либо прямоугольник.

Неизменным элементом свадебного наряда остается веер. В то время это был не просто предмет гардероба, но настоящее средство для общения. Существовал целый язык жестов, передача которых происходила с помощью веера.

Конец восемнадцатого, начало девятнадцатого века стал временем археологических открытий. Были открыты Помпеи. Это событие коренным образом повлияло на моду, вернув эстетические ценности античности и преобразив наряды девушек всего мира.

Модными становятся длинные платья в стиле ампир – прямого кроя, с завышенной талией. Их отличала особая простота и элегантность. Материалом выступали легких шелк, сатин, использовались и другие легкие ткани. Помимо высокой талии, платья Ампир имели небольшие рукава-фонарики длинной чуть ниже плеча. В зимнее время свадебный наряд дополнялся белой меховой накидкой.

Именно с этого времени белый цвет становится доминирующим цветом платья невесты на свадьбе. Реже его заменяли на кремовый. К 20 годам XIX века линия талии на платьях вернулась в естественное положение. Юбка из прямой свободной линии, переходит в форму колокола. Объем в нее добавляет кринолин. Рукава, зауженные в области запястья, к плечам сильно расширяются. Эта деталь позже войдет и в моду 20 века. Объемность же юбки исчезнет, сменившись облегающей формой.

Некоторое время интерес модниц вызывают традиционные национальные платья. Именно в таком блистала в медовый месяц жена Александра III. Отделка такого платья могла выйти в приличную сумму.

Здесь вы увидите еще несколько вариантов красивых свадебных нарядов XVIII–XIX веков:

Интересной тенденцией на протяжении всего XIX века было использование свадебных платьев не единожды. Многие наряды девушка надевала еще несколько раз в жизни, в частности, на королевские и особо торжественные приемы.

Обращение к историческим фасонам и моделям свадебных платьев сегодня – достаточно интересное решение. Такая свадьба не может не запомниться и не оставить после себя уникальных фото и впечатлений. Многие ателье специально занимаются пошивом таких платьев. У них можно заказать и костюм для жениха, ведь соблюдать историзм необходимо во всем. А как вы думаете: имеет ли смысл историческая свадьба сейчас? Наряды какого времени показались вам наиболее интересными?

Свадебный обряд в Лиде и средневековые свадебные платья

Еще одно модное путешествие, а заодно и рассказ о свадебной моде Средних веков. А также обзор современных свадебных платьев в средневековом стиле.

Лида – небольшой белорусский город, в котором есть настоящий средневековый замок. Как в сказках о принцессах и их отважных рыцарях. При этом одной из самых популярных экскурсий в Лидском замке является экскурсия «Свадьба Ягайло».

Путешественникам на заметку

Попасть в Лиду из Минска можно на гродненском поезде или автобусах. А для осмотра замка и окрестностей (костел, церковь), вам вполне хватит и дня. Еще можно зайти в ресторан и попробовать блюда белорусской кухни, например, драники с мочанкой. Или же выпить лидского пива. К слову, первая пивоварня в Лиде появилась в 1873 году.

Читать еще:  Как сделать модную свадебную прическу на короткие волосы своими руками – пошаговое руководство

История замка и князь-строитель

Лидский замок был построен в XIV веке князем Великого Княжества Литовского Гедимином. Лидский замок – типичная постройка романского стиля. Здесь и массивные стены, и башни, и маленькие окна – все для обороны. Строился замок для обороны от крестоносцев и был частью оборонительной линии Новогрудок-Крево-Медники-Трокай. Так что князя Гедимина можно считать настоящим строителем. И строил он не только замки, но и стал основателем Вильни – столицы Великого Княжества Литовского. Сегодня это город Вильнюс.

Что касается замков Гедимина, то и по Трокайскому, и по Лидскому замкам видно, что они родственники. Сохранился и Медницкий замок. А вот в Новогрудке от замка осталась лишь одна башня. Полуразрушен и замок в Крево. Медницкий и Трокайский замки сегодня находятся на территории Литвы, остальные – в Беларуси.


Но вернемся к Лидскому замку. Среди музейных экспонатов замка – наконечники стрел времен Средневековья, рыцарские мечи и доспехи, а также в замке организована целая выставка средневековых орудий пыток – от испанской девы до испанского стула.

Если вам неинтересны свадьбы, вы вполне можете ознакомиться с выставкой средневековых орудий пыток


Однако интересен Лидский замок еще и тем, что в его стенах в XV веке проходила свадьба еще одного князя Великого Княжества Литовского, а по совместительству и польского короля – Ягайло. Вернее, свадебный пир, венчание же было в Новогрудке.

Свадьба Ягайло была типичной средневековой свадьбой – жених достаточно старый, невеста наоборот молода. Ягайло было 73 года, в то время как его будущей супруге Софье Гольшанской всего 16 лет.

У Ягайло уже было три жены. Первая из них, польский «король», именно так, «король» называла единственную наследницу польского престола Ядвигу, благодаря которой Ягайло получил польскую корону. Но Ядвига рано умерла, как и их общая дочь. Остальные две жены Ягайло также умерли не оставив ему сыновей. А вот Софья Гольшанская все-таки родила наследника престола. И пережила своего мужа, став весьма влиятельной женщиной в польском королевстве и в Великом Княжестве Литовском.

Свадебная мода Средневековья

Так какими же были средневековые свадебные платья?

Во-первых, никаких свадебных платьев в Средние века не было. В нашем сегодняшнем понимании. Под венец шли в платье, которое ничем по своему фасону не отличалась от остальных повседневных платьев. Это могло быть платье-роб, например. Единственное, с XV века свадебные платья начинают носить лишь на свадьбе, но более уже нигде.

Такие платья были с длинными расклешенными рукавами, с длинной, расширяющейся книзу, юбкой со шлейфом, с поясом на талии, причем линия талии делалась завышенной, с меховым воротником или же треугольным вырезом на груди. Как и в повседневной моде, под свадебные платья в области живота могли подкладываться небольшие подушечки, чтобы создать эффект «чуть-чуть беременна» – такова была мода в Средние века.

Но, в то же время, платья для свадьбы в Средние века отличались от повседневных тем, что шились из самых дорогих тканей (бархат, парча) и расшивались золотыми нитями и драгоценными камнями. Так что были они весьма тяжелыми. Так, графиню Фландрии Маргрет, которая так же, как и Софья Гольшанская выходила замуж в XV веке, несли к алтарю, ведь ее платье было настолько тяжелым, что она даже не могла сама передвигаться.

Во-вторых, свадебные средневековые платья не были белого цвета. Их цвет мог быть любым, таким же, как и цвет повседневной одежды. Но чаще всего для свадьбы выбирали платья красного или синего цветов. Красный цвет ассоциировался с красотой. К слову, на Руси замуж традиционно выходили в красных сарафанах. Синий же цвет в Средние века считался цветом невинности. Белый цвет, как цвет невинности, для свадебных платьев появится только в XIX веке.

А вот фата в Средние века была. Средневековая фата была очень дорогой и делалась из шелковой ткани, той ткани, которая в те времена доставлялась в Европу из Китая.

Свадебные платья в средневековом стиле

Сегодня выбор свадебных платьев весьма широк. И современное свадебное платье вполне может быть в средневековом стиле. Такое платье подойдет любительницам старины и романтики.

Современные свадебные платья в средневековом стиле чаще всего белые либо светлых пастельных оттенков, однако их фасон соответствует фасонам платьев Средних веков. То есть длинные расклешенные рукава, шлейф, может быть завышенная линия талии. Сегодня такие платья могут украшаться кружевом, хотя в Средневековье кружева еще не носились.

Читать еще:  Как выбрать платье для невесты за 40 – идеи

История свадебного платья от Средневековья до Викторианской эпохи

Нам кажется, что белым свадебное платье было всегда. Но это не так. Традиционный белый наряд невесты появился в XIX веке, если быть точнее – 10 февраля 1840 года. В этот день под венец шла английская королева Виктория в белом платье. С тех пор каждая невеста мечтала надеть белое платье на свадьбу.

До свадьбы королевы Виктории, невесты выходили замуж в чем попало. Не буквально, они тоже старались максимально удивить окружающих богатством праздничного убранства. Просто цвета платьев были любые, как и фасон – все зависело от моды. Какие были подвенечные платья в Средневековье, эпоху Ренессанс и Новое время?

Подвенечное платье в Средневековье

В Средневековье свадьба была одним из величайших событий в жизни женщины. Простолюдины не могли себе позволить богатый свадебный наряд, но высшее общество должны были показать свое состояние с помощью платья невесты. В те времена нередко браки заключались в политических и экономических целях. Поэтому богатство невесты было, так сказать на лицо, точнее на платье. Их шили из самых дорогих тканей – вельвет, шелк, сатин и отделывали мехом и золотой вышивкой, а также драгоценными камнями.

Платье было в готическом стиле и максимально закрытое: никаких декольте и открытых плеч. Иногда платья настолько богато украшали драгоценными камнями, что невесте требовалась помощь дойти в тяжелом наряде в церковь. Богатые выбирали яркие платья – красные, синие, пурпурные. Средний класс выбирал платья естественных оттенков. Это было связано с тем, что окрашивание натуральными красками стоило очень дорого. Чем больше использовали ткани при пошиве платья, тем богаче считалась невеста.

Средневековое подвенечное платье было единственной радостью от замужества девушки, о согласии на брак которой даже не спрашивали.

Интересный факт, но в Скандинавии, которая придерживалась пуританских взглядов жизни, долгое время платье невесты вовсе было черным.

Свадебное платье в эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса впервые входит в моду нежное подвенечное платье пастельных оттенков. Оно было не обязательно белое, использовали все оттенки молочного, розового, айвори. Это было связано с модой на проведение «белых балов». Подвенечное платье украшали многочисленными рюшами, пышной юбкой. Впервые в светлом платье на собственной свадьбе появилась королева Маргарита Валуа. Такое подвенечное платье было модным всего лишь 200 лет. Потом на смену ему пришли другие цвета.

Марагарита Валуа в подвенечном платье

Цвета свадебных платьев в разных регионах отличались. Поэтому иногда случались казусы. Известен случай, когда португальская принцесса Катерина Брагансская, выходившая замуж за английского короля Чарльза Второго, появилась на свадьбе в розовом платье с каркасом, модным в Испании и Португалии. Англичане посчитали это платье странным и безвкусным.

В этот период платья продолжали украшать вышивкой и драгоценностями. Кто был победнее, декорировал его мехом: норка и соболь для невест богаче или заяц и лиса для несостоятельных невест. В это время платье невесты “выходит в свет” не один раз – на свадьбу. Не считалось дурным вкусом периодически появляться в нем на балах и других торжествах.

Реплика свадебного платья Екатерины ІІ

История платья от Нового времени до Викторианской эпохи

В этот период подвенечное платье все также продолжает быть одеждой для выхода в свет. Белый хоть и считался красивым цветом, но был не практичным, особенно если девушка планировала носить это платье дальше. Поэтому платье часто выбирали голубого цвета, связывая цвет с чистотой и невинностью Девы Марии. Кстати, эта традиция сохранилась в современной Англии, у них считается хорошим знаком иметь на свадьбе что-то голубое.

Запрещено было одевать на свадьбу красный цвет – это был цвет женщин легкого поведения. Дурным знаком считалось платье земельных оттенков, так как этот цвет принадлежал потусторонним силам: феям и лесным духам.

Бедные девушки выбирали подвенечные платья серого цвета – этот цвет мог им еще долго прослужить. Вот так менялся фасон платья:

В 19 веке, если девушка могла позволить себе надеть подвенечное платье один раз, то она украшала его лентами. После всех торжеств каждый из гостей мог оторвать себе ленту, это было хорошей приметой. Потом ленты сменились на цветы. Их начали использовать в качестве декора волос, платья и даже в свадебный букет.

Свадьба королевы Виктории

Свадебное платье похожее на современное появилось в конце 18 века. В середине 19 века такое платье одела королева Виктория. Эти платья были похожи на платья-трансформеры. Девушки и дальше могли их носить, но немного в измененном виде, например, убирался шлейф. После появления королевы Виктории в белом платье на собственной свадьбе начался новый виток подвенечной моды. Но это совсем другая история.

Источники:

http://svadba.expert/podgotovka/molodym/neveste/plate-19-veka
http://mylitta.ru/3517-srednevekovaya-svadba.html
http://kolobok.ua/semya/817871-istoriya-svadebnogo-platya-ot-srednevekovya-do-viktorianskoy-epohi

Ссылка на основную публикацию