Как проводятся ингушские свадьбы – традиции

Традиции ингушских свадеб

Традиции Северного Кавказа настолько популярны, что о них известно даже в дальних странах. Обычаи, которые не изменяются многие годы, передаются из поколения в поколение. Народ относится к ним с особым трепетом и бережностью. Распространяются местные традиции и на церемонию бракосочетания.

Чеченцы, карачаевцы и ингуши относятся к этим традициям очень ответственно. Необходимо отметить, что у этих народов очень похожие обряды. В свадьбе жителей Дагестана можно увидеть традиции, которые принято соблюдать в странах Европы. Заметить схожесть можно невооруженным глазом. Например, невеста бросает букет своим подругам.

Раньше это было не принято, как и использование этого аксессуара. Новшеством можно считать и первый танец молодоженов. Раньше невеста не могла надеть слишком откровенное платье, но сейчас она не ограничена в выборе наряда. Однако время не стоит на месте, поэтому разрешение старейшин на многие действия не требуется. У новых свадеб есть ряд неоспоримых достоинств. Сегодня вы узнаете о самых известных традициях ингушских свадеб.

Подготовка к ингушской свадьбе

На Северном Кавказе людей распределяют по фамилиям. Их делят на почетные семейства и никому не известные. Также фамилии разделяют как на старые, которые присущи древним родам, так и на новые. Мужчина не имеет права просить руки и сердца любимой женщины, которая является однофамилицей одной из его близких родственниц. Выбрать жену здесь непросто, ведь очень сложно найти девушку, которая не будет считаться родственницей. Однако это решение можно назвать достоинством, ведь у кавказцев почти не рождаются дети со всевозможными болезнями, которые связаны с браками между родными людьми.

После того, как ингуш выберет себе невесту, он должен посвататься. Известные родственники жениха посещают дом его будущей жены. Здесь они должны подойти к отцу и попросить у него разрешения на то, чтобы его дочь вышла замуж. Родители спросить у молодых, любят ли они друг друга. Если одна из сторон против свадьбы, то отец отказывает представителям жениха. Кавказ – это не то место, где женят или выдают замуж насильно.

Как проходит церемония бракосочетания в Ингушетии

Начинает этот торжественный день длинный кортеж. В автомобилях едут родственники жениха во главе с дядей. Если дядя по какой-либо причине не смог присутствовать на ингушской свадьбе, то его может заменить старший брат. Их ждут в доме невесты с танцами и веселыми развлечениями. Когда жених приедет к дому невесты, первыми из машины должны выйти выбранные им парень и девушка. Девушка закрепляет иголку в подоле платья невесты и дарит ей платочек. Парень же ведет невесту к автомобилю, обязательно придерживая ее за локоть. Роль можно по праву назвать самой главной. Все это сопровождается обилием теплых и искренних пожеланий счастья, как молодоженам, так и их родителям.

Сами ингушские свадьбы начинаются после того, как невеста прибудет в дом своего возлюбленного. Мать жениха дает невесте ложку меда. От угощения нельзя отказываться, ведь это действие символизирует сладкую жизнь на новом месте. Потом девушка становится в угол и стоит там до тех пор, пока ее поздравляют и дарят подарки.

Ингушская свадьба обходится без свидетелей и какой-либо развлекательной программы. Ведущий праздника тоже не понадобится. Молодоженам хватает веселья гостей и радости от того, что все близкие родственники собрались в одном доме. Тем временем жених отмечает день своей свадьбы в доме, жители которого помогали готовиться к торжеству. Он вернется домой только через три дня после празднования.




Самые близкие родственники молодого человека приходят в дом его родителей. Там они угощаются лучшими напитками и блюдами, дают напутствия молодой семье, дарят родителям конверты с деньгами. Вообще свадьба – это день, когда подарков становится очень много. Родственники жениха должны получить подарки от невесты, а они обязаны подарить ей ювелирные украшения и дорогую одежду.

Ингушские свадьбы часто затягиваются дней на десять. Обряды, которые проводят после свадьбы, занимают немало времени. Через несколько дней после свадьбы новобрачная должна набрать воды в компании молоденьких девушек и детей. Потом молодая семья заходит в дома, в которых живут их многочисленные родственники. Вот так и начинается долгая и счастливая семейная жизнь любящих сердец.

Ингушская свадьба: важное событие в жизни семьи

Ингушская свадьба – большой, веселый праздник. Причем праздник этот был значимым не только для самой пары и членов семей жениха и невесты. Его всегда очень любила молодежь, которая охотно участвовала в подготовке к ингушской свадьбе. Девушки, например, вышивали платочки, кроили и шили платья, чтобы замечательно выглядеть. Это было важно, ведь на свадьбе юные ингушки запросто могли попасть в поле зрения семьи потенциального жениха. Парни они готовились к свадьбе, разрабатывая сценарии развлечений для свадьбы, чтобы гости не скучали. Также заранее готовились фразы для разговора с девушками во время зоахалола – обряда сватовства.

Как начинались отношения

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Как правило, сватались женихи зимой или в начале весны. А ингушскую свадьбу по традиции устраивали после всех работ на поле, то есть в середине осени. Конкретную даты свадьбы назначали родные со стороны парня, но и мнение родных девушки принималось во внимание. Подготовив все необходимое для торжества, родственники будущего мужа отправляли своих стариков для того, чтобы согласовать детали свадьбы и точное время ее проведения. То, каким будет окончательное решение, зависело от готовности приданого ингушской невесты и от того, когда приедут на свадьбу родственники девушки.

Читать еще:  Муж изменил – что делать, советы психолога

Непосредственно к свадьбе в Ингушетии готовились все сами, поскольку отмечали свадьбу одновременно и в доме парня, и в доме девушки. В доме парня свадьба длилась три дня, а у невесты – один день. Невесту сразу везли в дом жениха, но праздничное мероприятие начиналось еще до ее приезда. Свадьбе предшествует еще и йоссаяр – это обычай везти невесту в дом какого-то друга или родственника жениха. После этого, через пару недель, будет назначена свадьба.

За день до торжества родные жениха отправляли родным невесты хьоалчах в виде баранов, мешка муки, сахара или других продуктов. Отец девушки мог отказаться от даров, нельзя было отказываться лишь от баранов. В доме невесты собирались все ее родные, друзья мужчин семьи и соседи. Близкие родственники перед свадьбой приезжали к жениху, чтобы помочь подготовиться к этому знаменательному событию. Большие знаки внимания оказывались не только родным, но и всем родственникам со стороны зятьев, снох и, непременно, старикам.

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

Современная версия ингушской свадьбы

В настоящее время церемония бракосочетания в Ингушетии проходит по-другому, некоторые традиции остались в прошлом. Но, как и прежде, не могут пожениться между собой однофамильцы. Даже если однофамильцами являются мать, бабушка или прабабушка парня и его избранница, брак невозможен. Поэтому ингушам не очень легко найти невесту, которая бы не была его дальней родственницей. После того, как невеста выбрана, происходит сватовство. Пожелания молодых учитываются, и поженить детей против их воли родители не стремятся.

На ингушской свадьбе нет необходимости в специальной развлекательной программе, ведь праздник и так насыщен радостью встреч и общения. Гости веселятся непринужденно, без тамады. Жених появляется в своем доме только на третий день свадьбы, до этого парни, как и в прежние времена, празднует столь важное событие в доме у родственников или соседей. Постепенно его родственники приходят в дом родителей жениха, чтобы поздравить пару. Невеста дарит подарки родственникам жениха, а они ей, в свою очередь, преподносят в подарок ювелирные украшения из золота.

Свадьба длится несколько дней, да и после свадьбы по традиции еще продолжаются различные обряды. С давних времен сохранился обычай хождения за водой. Через две недели после свадьбы невеста в сопровождении юных подружек и детей идет набирать воду. После этого молодые муж и жена ходят по гостям – посещают своих родственников. Каждая пара начинает свою семейную жизнь с этих традиционных праздничных мероприятий.

Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы

Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.

Читать еще:  Расчет количества еды на свадьбу

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии

Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.

Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.

После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.

В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.

Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Читать еще:  Свадьба шебби-шик: как создать стиль потертой роскоши

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.

Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.

Источники:

http://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/ingushskaya-svadba.html
http://story-wedding.ru/scenarij/ingushskaya-svadba.html
http://psvadba.ru/ingushskaya-svadba.html

Ссылка на основную публикацию