Яркие свадьбы в Табасаране – традиции и обычаи

Свадебные традиции и обычаи Табасаранцев

Вступление в брак считалось у табасаранов обязательным. Незамужних престарелых женщин и неженатых мужчин осуждали. Девушку выдавали замуж без ее согласия. Сватовство начиналось в четверг. Предварительно родители юноши узнавали, согласны ли родители девушки выдать дочь за их сына. В большинстве табасаранских сел сговор закреплялся подарками, пирогом с орехами, серебряными монетами, кольцами. В некоторых селениях до сватовства устраивались смотрины невесты.
После сватовства назначался день официального обручения. Оно проходило в доме невесты. Родственники с обеих сторон обменивались подарками, предназначенными для будущих молодоженов.

Любой мужчина, пожелавший жениться на вдове или девушке, должен был заплатить калым (выкуп за невесту), включавший скот, участок земли, подарки для родственников невесты. Помимо калыма жених выплачивал невесте деньги, составлявшие ее имущество в случае развода.


Для избежания уплаты калыма использовался обменный брак, при котором мужчина, сватая девушку из другого семейства, давал обещание выдать за кого-нибудь из членов этой семьи свою сестру или дочь. Существовал также колыбельный сговор, при котором родители малолетних детей договаривались о будущей женитьбе сына и дочери.

У табасаранов практиковалось умыкание невесты. При похищении девушки ее родственники преследовали похитителя. В случае самовольного ухода девушки из дома ее родители, как правило, смирялись со случившимся. При этом у жениха требовали определенный выкуп.

В период от сватовства до свадьбы родственники жениха навещали родню невесты, дарили подарки. Последний визит устраивался за неделю до свадьбы. В торжественной обстановке в дом невесты везли большую часть калыма. Невеста избегала встречаться с родней жениха, а жених с родственниками невесты.

Табасаранская свадьба начиналась в пятницу и завершалась в понедельник. В первый день торжеств приглашенные вручали хозяевам свадебные флаги, которые вывешивались на заборе. Родственники приносили на свадьбу кушанья для свадебного стола.

В некоторых селениях накануне свадьбы устраивались проводы невесты – девичник, на который приходила вся молодежь. В день свадьбы в специально отведенной комнате дома жениха совершался обряд бракосочетания. При его исполнении требовалось открыть все замки в доме, нельзя было завязывать узлы, сцеплять пальцы обеих рук, держать сжатым кулак. Во время бракосочетания посередине комнаты ставили кувшин с водой. Представители каждой семьи при произнесении молитвы прикладывали пальцы к горловине кувшина. Палец представителя жениха должен был быть приложен выше всех, что символизировало власть мужа как главы семьи. После первой брачной ночи молодожены использовали воду из кувшина для купания.

На время свадьбы жених переселялся в дом близкого родственника. Ему уделяли большое внимание – угощали и развлекали. Он постоянно находился под охраной и ни с кем не разговаривал. Во дворе дома жениха на протяжении всех дней свадьбы играла музыка. Из числа присутствующих выбирался «хан» и несколько помощников. Они следили за соблюдением порядка на свадьбе, обеспечением гостей едой и напитками. Все приказы «хана» беспрекословно выполнялись. За несоблюдение этой традиции нарушитель подвергался наказанию. Его привязывали к дереву и требовали выкуп. Тот, кто сумел выкрасть ханскую папаху, считался самым смелым человеком. На установленное срубленное дерево навешивали различные яства и платки. Хозяин дома тряс дерево и раздавал упавшие угощения. Жених должен был сорвать с дерева яйцо – символ жизни.

На второй день свадьбы, с наступлением сумерек, направлялись за невестой. По дороге проходили конно-спортивные соревнования. Послов жениха не пускали в дом до уплаты выкупа. Первый, кто сообщал невесте о приближении свиты жениха, получал в подарок платок. В ряде селений перед домом невесты устраивалась стрельба в цель. Пока родственник жениха не поражал цель, невесту не отдавали. Невесту, покрытую шелковым платком, выводил из дома ее брат или близкий родственник. Проводы сопровождались исполнением обрядовых песен и плачем невесты. В качестве сопровождающей и телохранителя с ней ехала женщина, у которой удачно сложилась личная жизнь, что, по поверьям табасаранов, передавалось невесте. Обязательным сопровождающим невесты был также мальчик 3 – 5 лет. Вместе с невестой привозили приданое. В горах невесту перевозили на украшенном коне, а в низовье – на арбе.

Представитель стороны жениха нес в руках железную палку с острым наконечником, на который нанизывалось мясо. Процессию встречали торжественно – угощениями и зажженной лампой. Когда невеста подходила к порогу, ее приглашали отведать мед и масло. Мед обеспечивал сладкую жизнь, масло – дружбу в семье. Затем невесту вводили в одну из комнат, снимали с нее платок и усаживали на почетное место в правом углу. На колени невесте сажали сопровождавшего ее мальчика, чтобы у нее родился такой же здоровый и красивый сын. К ней подходили с пожеланиями сладкой жизни. Свекровь клала в обувь невесты деньги, чтобы обеспечить ей богатство.

Около полуночи к невесте входил жених. Новобрачная старалась, чтобы в первую брачную ночь ее одежда лежала поверх мужниной – чтобы она верховенствовала в доме. Через некоторое время холостяки лезли на крышу и лили воду в дымоход, требуя выкупа. Молодые откупались едой. Девственность невесты подтверждалась демонстрацией так называемого «платка невинности». После первой брачной ночи невеста должна была переодеться в новый наряд и принимать поздравления всех женщин села. Переодевание символизировало переход к замужней жизни. Женщины и невеста обменивались подарками. Затем следовали танцы, после которых все гости приглашались в дом отца жениха. Отец разносил на подносе халву и угощал гостей, бросавших на поднос деньги. Гости также получали подарки.

Читать еще:  Куда поехать в свадебное путешествие в России – 5 идей

Спустя три дня невеста совершала первый выход за водой. К реке с ней отправлялись и девушки – родственницы, соседки. По пути раздавались мелкие подарки, сладости.

Обычаи равнинного Дагестана — табасаранская свадьба

Жители равнинного Дагестана ревностно хранят традиции своей культуры, оберегая впитанные с молоком матерей семейные ценности и заведенные еще пращурами порядки. Тесный сплав веры, уважения к старшим и пришедших из глубины веков обычаев создал самобытный уклад жизни этого народа. Табасаранская свадьба была и остается основополагающим, самым радостным событием, влияющим на жизнь новобрачных, их родственников, друзей и соседей.

Традиции и верования табасаранцев

Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.

Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки. У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.

Сговор и помолвка

К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.

В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.

Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.

Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи. К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?

Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.

Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

Читать еще:  Как оформить свадьбу в морском стиле по всем правилам

Традиции свадебных торжеств

Свадьба традиционно гулялась три дня, назначали ее обычно на период с пятницы по воскресенье. В первый день свадьбы в доме жениха собиралась торжественная кавалькада. Все добро или скот, вошедший в калым, показательно, на виду у соседей, перевозили в дом родителей девушки – чтобы никто не мог сказать, что парень беден или не дал положенного выкупа. На воротах девичьего дома вывешивали флаги, по которым каждый табасаранец знал о проходящем торжестве.

Свадебные застолья у этого народа всегда проводились в доме невесты. «Зайти на огонек» мог кто угодно, особых приглашений никто не ждал. Гостей принимали независимо от личности, дружелюбно, угощали и привечали всех.

Из числа присутствующих выбирались распорядитель свадьбы – хан, и его помощники, которые отвечали за обильность угощения и выпивки.

Венчальный обряд-ниякх проводился в день свадьбы или накануне. По традициям этого народа, присутствия молодых не требовалось, были лишь уполномоченные представители с обеих сторон.

Интересные обычаи и приметы табасаранцев

  • При раннем младенческом сговоре отец девочки давал родителям парня нечто дорогое в качестве гаранта намерений.
  • Иногда жених не давал выкуп за невесту. Своеобразным «взаимозачетом» служила девушка из его рода, отданная за парня из семьи невесты.
  • Считалось несчастливым предзнаменованием увидеть молодоженам друг друга до свадьбы. Даже случайных встреч на улице избегали всеми способами – девица должна была быстро спрятаться, завидев будущего супруга.
  • Счастливый жених должен был подарить невесте некоторую денежную сумму.
  • Особой доблестью считалось украсть у «хана» папаху. В случае удачи распорядитель должен был заплатить выкуп.

Традиционное угощение

Обычными угощениями у табасаранцев являлась баранина и говядина в запеченном, тушеном и жареном виде, шашлыки, овечий сыр, лепешки с начинками и кисломолочные продукты. Лепили национальные пельмени, пироги с картофелем и творогом. Варили супа и разновидность местных макаронных изделий с соусами. Богат был стол на сладости из орехов, фруктов, ягод и меда.

Второй день свадьбы

По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.

После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.

Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.

Равнинный Дагестан

Свадьба и быт табасаранцев

Семейно-брачная обрядность табасаранцев, в основе своей оставаясь общедагестанской, имеет яркую специфику. Как правило, невесту (швушв) для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. В крестьянских семьях большое значение придавали личным качествам невесты – здоровью, умению вести домашнее хозяйство, мастерству в тканье ковров, паласов и др. кроме того, она должна была быть быстрая, расторопная, а также придавали значение ее внешности и умению вести себя в обществе. В феодальной среде в первую очередь наводились справки о сословном и имущественном состоянии невесты.

В феодальной среде часто сын, которого собирались женить, вообще не был причастен к моменту выбора невесты – он не знал ее и не видел. А простые крестьянские юноши и девушки могли встречаться на различных народных праздниках, во время совместных полевых работ, – и это не осуждалось.

Сватовство – сус чапуч – начинали сами родители, но до этого через посредников выясняли, согласны ли родители невесты породниться с ними. Сватовство начинали в четверг при согласии родителей невесты на брак тут же назначали день официального обручения и оговаривали условия бракосочетания.

Официальное сватовство – бицIи лишан – приобретал характер празднества. На него приходила целая группа родственников, они приносили с собой подарки для невесты, – значимость подарка зависела от близости родства. Кроме того, из дома жениха несли для невесты одежду, угощение (халву, чуреки). Иногда приглашенные несли с собой муку, кур, орехи, масло, мясо, отрезы и т.д. каждая приглашенная семья приносила с собой поднос с мясом и с несколькими большими, иногда причудливой формы, чуреками. Агларов М.А.Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в XIX в. С.133. // Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – нач. XX в. М.,1985. С.223. По дороге в дом невесты все участники бицIи лишан пели песни, танцевали. В доме невесты готовились их встрече. Родственницы невесты обычно выходили далеко за вороты, чтобы встретить гостей. Во дворе дома устраивались танцы. Пришедшие танцевали со своими подносами и узелками с угощением. После танца всех приглашали в комнату для угощений. Торжество завершалось одариванием стороной жениха невесты.

Читать еще:  Романтический букет невесты из ромашек

Период от сватовства до свадьбы был заполнен широким общением родственников жениха и невесты друг с другом. Родственницы жениха на праздники (эбельцIан, ораза байрам) приходили к невесте с подарками.

Последний визит к невесте устраивали за одну неделю до свадьбы – ахью лишан. На этот раз в торжественной обстановке везли к невесте оставшуюся часть калыма. После ахью лишан начинались избегания между невестой и родней жениха, а жених избегал ее родственников.

Свадьбу – сумчир – табасаранцы начинали в пятницу, завершали в понедельник. В некоторых селениях накануне свадьбы устраивались проводы невесты – къызлар гежеси, шубарин, шуран – девичник, на который приходила сельская молодежь. Здесь они веселились, пели песни, танцевали.

В день свадьбы в доме жениха совершался религиозный обряд бракосочетания – никях.

Во дворе дома жениха на протяжении всех дней свадьбы играла музыка. На свадьбе из числа присутствующих выбирались «хан», наделенный особыми полномочиями, и 5 – 6 его помощников. Хан и его помощники поддерживали порядок на свадьбе. Кроме того, они выполняли функции обеспечения едой, напитками присутствующих, следили, чтобы всем было в одинаковой мере уделено внимание. Не менее интересным персонажами свадьбы были «гямпы» (шуты), которые надевали различные маски и выступали с шуточными номерами.Ихилов М. М. Семья и быт табасаранцев в конце XIX – начале XX вв. С. 226.//Алимова Б. М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев. Махачкала, 2002. С. 29 – 47.

На второй день свадьбы в полдень, отправлялись за невестой. К приезду свадебного кортежа невесту заранее готовили. В традиционной табасаранской свадьбе строго регламентировался состав лиц, едущих за невестой. Главными послами назначались тIапIахъан и его жена. Перевозили невесту на украшенном коне. Около ворот дома невесты сторонами исполнялось много песен. Во дворе приехавших за невестой встречали с песнями, шутками. Затем гостей уводили в помещение, где их обязательно угощают самыми лучшими блюдами.

У всех табасаранцев в качестве охранительницы с невестой ехала одна женщина – швушван баб (жена дяди или брата невесты). При этом имели в виду, что сопровождать невесту могла не каждая жена дяди, а лишь та, у которой благополучно сложилась семейная жизнь (много детей, большая и дружная семья).

У ворот дома жениха при подъезде к дому свадебную процессию встречали все, кто находился в это время в доме. Впереди свадебного поезда ехал представитель дома жениха – жамар. Обычно в руках он нес длинную железную палку с острым наконечником, на который был нанизан большой кусок мяса. Он же приносил первую весточку о том, что свадебный поезд подходит к дому, за что его тут же одаривали. В доме жениха свадебный поезд встречали с хунча, на котором должна была быть зажженная лампа и чурек. Перед вступлеием невесты в дом жениха совершались следующие обряды. В селении Атрик, пока невеста не сошла с коня, к ней быстро подбегала девочка лет 10-11, дотрагивалась пальцем правой ноги невесты, за что невеста должна была сделать подарок девочке. Когда невеста подходила к порогу, ее осыпали сладостями, ячменем, орехами. Затем у входа в комнату к ней подносили миску с мукой, и она, обмакнув руку в муку, оставляла отпечатки на притолоке. После всех этих процедур невесту приводили в отведенную для нее комнату, и она становилась в правый угол. Швушван баб садилась рядом с ней. Был распространен обычай сразу сажать на колени невесты мальчика. Затем к ней подходила свекровь – сижъар – и в ее обувь клала деньги для того. Чтобы невеста в доме мягко ходила.

В первую же ночь швушван баб показывала приданое и подарки невесты. Родственники жениха рассматривали приданное очень тщательно и придирчиво. В полночь все гости расходились. С невестой оставалась швушван баб. Поздней ночью к невесте в сопровождении тIапIахъан приводили жениха. Минут через 20-30 холостяки стучали в окно, залезали на крышу, лили в дымоход воду. Молодые обычно откупались едой.

На рассвете жених уходил от невесты в дом тIапIахъан. Но до этого невеста должна была отнести в хизандин хал хунча с подарками (носки, куры, яйца, сладкие хлебцы, халва). Одним из главных в этом цикле обрядов был обычай переодевания невесты. Сразу же после ухода жениха к невесте приходила швушван баб и приносила для нее новый наряд. Уже в новом наряде невеста принимала поздравления всех женщин села, которые приходили к ней наутро после брачной ночи. Женщины одаривали ее деньгами, в свою очередь получая от нее подарки – швушван паяр. Эта церемония длилась 2 – 3 часа. Алимова Б. М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев. Махачкала, 2002 г. С. 29 – 47.

Источники:

http://m-kala.ru/svadebnye-tradicii-i-obychai-tabasarancev/
http://psvadba.ru/tabasaranskaya-svadba.html
http://studwood.ru/751169/kulturologiya/ravninnyy_dagestan

Ссылка на основную публикацию